Китайские лаковые изделия – техники изготовления

Китайские лаковые изделия – техники изготовления

 hi)
Ещё в 5 в. до н.э. китайцы начали использовать смолу местного дерева сумах для покрытия ею мебели и декоративных вещиц - первых лаковые изделий. Лакированные предметы высоко ценились в Китае за красивый блеск и сложность изготовления. Среди дошедших до наших дней предметов было идентифицировано 14 или даже больше техник лакирования. Китайские лаковые изделия очень хрупкие, поэтому с ними нужно обращаться с особой осторожностью.

Базовое покрытие

Для приготовления лака уруси (непрозрачную смолу лакового дерева) нагревают, помешивая, после чего фильтруют, и в результате получается прозрачное лаковое вещество. Если покрыть этим материалом дерево, естественная текстура волокон и цвет древесины станет ярче и выразительней. Но чаще всего лак окрашивают в чёрный цвет, добавляя оксид железа. Примешивая к смоле киноварь, получали красный лак, но в прежние времена красными лаковыми вещицами могли владеть лишь императоры и члены их семей.

Традиционно лак наносился на поверхность жёсткой кисточкой. Его оставляли затвердевать на несколько дней при относительно высокой влажности, и за это время поверхность разглаживалась и становилась блестящей, потому что вещество урушиол в составе лака полимеризовалось, то есть, формировало длинную цепочку атомов. В настоящее время для ускорения затвердения лака используют ртутные лампы высокого давления.

Функциональное назначение

Чёрный лак применяли для маскировки того, что мебель изготавливалась из разных пород дерева. Лак сглаживал неравномерность текстуры волокон и скрывал разницу в цвете древесины. Ещё им защищали деревянные изделия от влаги и коробления.

Нередко подготавливаемый к лакировке предмет покрывали грунтовочным слоем из смеси глины и уруси, чтобы разгладить поверхность и скрыть все неровности перед нанесением гладкого слоя лака.

Многослойная лакировка

Для создания прочного отделочного слоя поверхность чаще всего покрывают многими слоями лака. Метод многослойной лакировки занимает немало времени, потому что каждый слой должен полностью затвердеть, после чего его следует отполировать до блеска, и лишь после этого можно наносить следующий слой. Для изготовления одного изделия с многослойной лакировкой иногда требуются месяцы или годы.

Орнаментальную разновидность многослойной лакировки называют «резной лак». В этом случае поверхность, обычно деревянная или латунная, покрывается сотнями слоёв лака, нередко разных цветов. На лакированной поверхности мастера вырезают сложные узоры, местами доходя до слоя другого цвета. Интересно отметить, что к началу нового тысячелетия в мире осталось всего 20 опытных мастеров, владеющих этой техникой лакировки.

Сухой лак

Эта техника изготовления изделий из лака, прежде всего, использовалась для создания религиозных скульптур, в том числе, Будды. В качестве временной поверхности берут деревянную или глиняную основу, покрываемую пропитанной лаком тканью и другими материалами. В состав пропитки входит до 13 разных веществ вместе с лаком. Техника сухого лака несколько похожа на папье-маше. После того, как верхнее покрытие высыхает, основу убирают, оставляя полую скульптуру. Иногда для поддержки добавляют деревянный каркас.

Добавление металла

Одна из техник лакировки называется «макие» и заключается в добавлении золота и серебра к лаку. Свежий слой лака посыпается сверху металлическим порошком или к нему аккуратно прижимаются тонкие пластинки металла. Такая техника позволяет создавать металлический фон, узоры или просто эффект золотистых блёсток. Нередко цветным лаком заполняли узоры, обрисованные золотом или серебром. thank)

#1